Ўзбекистон Республикаси
Республика Узбекистан
– Экология ва атроф-муҳофаза қилиш бўйича Жамоатчилик Кенгаши
– Общественный Совет по экологии и охране окружающей среды

Материалы Общественного Совета

Дополнительная информация

» НОВОСТИ И СОБЫТИЯ

Застройщики претендуют на землю железной дороги и ее депо, а хокимы идут им навстречу

8 октября, 2020

У вагоноремонтного депо в Ташкенте застройщики отобрали полосу отвода железной дороги в полгектара земли. У забора собрались сотрудники вагонного депо, депутаты, члены Экологической партии, журналисты. На наших глазах и происходил отъем. Железный забор, огораживающий депо, демонтирован. «Своя земля» впритык к колее огорожена профнастилом для застройки.

Застройщики претендуют на землю железной дороги и ее депо

Объективности ради скажем, что эта не первая удачная попытка. Рядом уже построен магазин. Сейчас разгорелся спор между железнодорожниками и застройщиками из-за полосы отвода, на которой железнодорожники вырастили свыше двухсот сосен и других можжевеловых.  Длина полосы – 185 метров, ширина – 25 метров.

Оба застройщика утверждают, что им разрешено здесь строиться. Одному — ВМВ Trade Group – землю выделил в пользование хоким города под строительство офисного здания, другому – Apple Trade Group – выделил землю хоким района под строительство молодежного центра.

У кого права? Прав у хокима Яккасарайского района города выделять землю под застройку по Закону «О земле» нет. Статья 5 Закона определяет компетенции органов государственной власти в области регулирования земельных отношений. Более детально прописывает компетенции по регулированию земельных отношений Закон РУз «О государственной власти на местах» (ст.10). И в нем хоким городского района правами распоряжаться землей не наделен.

Такое право законодательно закреплено за хокимом города. Хоким города действительно (цитируем статью 10 Закона РУз «О государственной власти на местах») «вправе предоставлять земли во владение, пользование и в аренду предприятиям, учреждениям, организациям, дехканским хозяйствам, гражданам, прекращать права владения и пользования землей этими субъектами, а также осуществлять изъятие земель споследующим утверждением принятых решений соответствующим Кенгашем народных депутатов». Статья 24 о полномочиях Кенгаша народных депутатов (см.комментарий к ней Минюста) подчеркивает, что в соответствии со статьей 10 Закона, решения хокима по предоставлению земли во владение, пользование должны быть утверждены соответствующим Советом народных депутатов. Из чего ясно: хоким города – не царь. Кенгаш по статусу выше. Еще выше по статусу Премьер-министр, который вправе отменить решение Кенгаша, и Президент.

Застройщики претендуют на землю железной дороги и ее депо

Ни в одном из документов, с которыми нас, журналистов, познакомили сотрудники депо, не было ссылок на утверждение решений от отводе земли в непосредственной близости от железнодорожного полотна Кенгашем народных депутатов Ташкента.

С волнением сотрудники депо говорили о том, что про решения хокимов о предоставлении в пользование застройщикам прилегающего к депо участка узнали спустя месяцы. Все нормативно-правовые акты местной администрации должны быть опубликованы. Но в вопросах земельных отводов нет прозрачности.

Процедура согласований и разрешений структур, обязанных изучить вопрос, до того как подпишет решение хоким города, происходила удаленно. На участке никто из их представителей не появлялся. А то бы заметили, что участок не бесхозный, огорожен двухметровым забором, за которым зеленая зона шириной в 25 метров и железнодорожные пути. И вывеска соответствующая на входе.

Застройщики претендуют на землю железной дороги и ее депо

Можно только гадать, как разрешали экологи строительство офисного здания захотевшего здесь строиться застройщика фактически на территории Филиала по технической, технологической подготовке и ремонту пассажирских вагонов АО «Узжелдорпасс»ВЧД-2. ВЧД – принятое на всем пространстве стран СНГ краткое обозначение вагонных депо.

Вагонных депо в Узбекистане несколько, а в Ташкенте это единственное. Объект второй категории воздействия на окружающую среду согласно утвержденному Кабинетом Министров Положению «О государственной экологической экспертизе». По Закону «Об экологической экспертизе» (ст.11) объектами экологической экспертизы являются материалы выбора земельных участков под все виды строительства. А статья 13 подчеркивает: «Проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в статье 11 настоящего Закона, является обязательным».

Как согласовывали санврачи из городского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, тоже вызывает сомнения. Полоса отвода железной дороги для депо составляет 23 метра от крайнего рельса. Уточним, откуда цифра. В стране действует КМК 2.10.10.97 (бывш.СаНПиН) «Нормы отвода земель для железных дорог». В 2013 году Государственный научно-проектный институт по землеустройству «Уздаверлойиха» провел инвентаризацию и межхозяйственное землеустройство полосы отвода на станциях и перегонах в пределах Ташкента. Расчеты проводятся по нормативам, указанным в КМК, с привязкой к местности. В результате выполненных работ было определено, что здесь полоса отвода составляет 23 метра.

Еще сто метров составляет санитарно-защитная зона. Так в соответствии с действующими Градостроительными нормами и правилами – ШНК 2.07.01.03. Читаем пункт 126 этого нормативного документа: «Жилую застройку необходимо отделять от железной дороги санитарно-защитной зоной шириной в 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути».

Застройщики претендуют на землю железной дороги и ее депо

В действующих Санитарных правилах и нормах планировки и застройки населенных мест Узбекистана — СанПиН РУз № 0339-16 – в пункте 43 указана минимальная площадь озеленения санитарно-защитной зоны в зависимости от ширины зоны: до 300 м — 60%. А в пункте 49 говорится, что делать, чтобы предотвратить и минимизировать неблагоприятное влияние сооружений железнодо­рожного транспорта (шум, вибрация, загрязнение атмосферного воздуха). Ни шум не замерили санврачи, ни вибрацию, ни вопросами обязательного озеленения не озаботились.

Аналогичные вопросы можно задавать и другим структурам, давшим свое заключение по выделяемому участку. То, что никто не был на месте событий, выяснилось в суде, куда приглашались представители ведомств. Но и суд не счел нужным провести выездное заседание. Среди сосен у депо состав суда прочувствовал бы и шум, и вибрацию, и загрязнение атмосферного воздуха. По меньшей мере сотня вагонов проходит здесь за день. В депо не только ремонтируют вагоны. Здесь готовят поезда, отправляющиеся в южном направлении с Южного вокзала Ташкента. Они стучат на стыках дополнительно к тем ста вагонам, что стучат и лязгают.

Застройщики претендуют на землю железной дороги и ее депо

Железный забор был демонтирован в присутствии судебного исполнителя застройщиком ООО «ВМВ Trade Group». Судебный исполнитель представил постановление Административного суда Чиланзарского района Ташкента: апелляцию депо по поводу предыдущих судебных решений отклонить, бюро исполнения Мирабадского района провести исполнительные действия.

Железнодорожники не могут не подчиниться суду. Но очевидно, что эта судебная инстанция не последний бастион. Депо — стратегический объект. Его безопасность – государственной важности.

Большие сомнения вызывает законность решения хокима Ташкента от 21 декабря 2018 года. Изложено оно так: В целях исполнения протокола выездного заседания Кабинета Министров за № 01-05/121-1 ­ от 28 июля 2018 года, посвященного вопросам строительства и благоустройства в Ташкенте, рассмотрев обращение ООО «ВМВ Trade Group», постановляю выделить 0,2 га для строительства офисного здания на постоянное пользование в Яккасарайском районе по улице  Кичик халка йулли.

Застройщики претендуют на землю железной дороги и ее депо

Протокол выездного заседания Кабинета Министров не опубликован. Законодательным актом не является.  Куда важнее и авторитетнее апрельское 2018 года Постановление Президента страны «О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления земельных участков в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности».

В нем сказано: «Процедуры предоставления земельных участков остаются непрозрачными и забюрократизированными, что препятствует эффективному использованию земель для развития предпринимательства и создания современного архитектурного облика территорий. В частности, не налажен на должном уровне конкурсный порядок предоставления земельных участков, о чем свидетельствуют многочисленные обращения в Виртуальную приемную Президента Республики Узбекистан, связанные с нарушениями при предоставлении земельных участков или их необоснованным изъятием».

Пункт 1 Постановления: «Установить с 1 июля 2018 года порядок, в соответствии с которым: предоставление юридическим и физическим лицам земельных участков в постоянное пользование для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности производится посредством электронного аукциона через единую электронную торговую площадку «Е-IJRO AUKSION».

В решении хокима про аукцион ни слова. ООО попросило землю и получило. По поводу одобрения или неодобрения Кенгашем этого решения вагонное депо сделает запрос.

Застройщики претендуют на землю железной дороги и ее депо

В заключение несколько вопросов от редакции. Их немало накопилось. И не только в связи с решениями двух хокимов – Ташкента и  Яккасарайского района столицы — о предоставлении застройщикам полосы отвода вагонного депо. В редакцию постоянно поступают протесты населения то против одного решения о выделении застройщикам городской земли, являющейся по Конституции Узбекистана общенациональным богатством (статья 55), то против другого. Отдаются предпринимателям дворы типовой жилой застройки, где ничего строить нельзя согласно Градостроительным нормам и правилам. Более всего страдают городские скверы, что во дворах и отдельно расположенные, с ними местные органы власти не церемонятся.

Обращаемся к важным государственным органам.

Вопрос к Минюсту о правомерности решений хокимов районов столицы выделять землю в пользование застройщикам. Также ожидаем разъяснения Минюста о приоритетности законов РУз и Постановлений Президента страны в сравнении с протоколом выездного заседания Кабинета Министров.

Вопрос к Ташкентскому городскому управлению по экологии и охране окружающей среды в связи с проведением экологической экспертизы выделенного под застройку участка. Была-не была? Если была, почему не учла местонахождение планируемого объекта фактически на территории вагонного депо?

Вопрос к Ташкентскому городскому центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора по соблюдению санитарно-защитной полосы и уровням шума и вибрации в согласованном месте застройки. Санврачи следуют правилам и нормам?

Вопрос к хокимияту Ташкента по поводу проведения аукциона при выделении участков земли ООО «ВМВ Trade Group» и ООО «Apple Trade Group». Если был такой, опубликуйте результаты, а также все иные решения по выделению земельных участков застройщикам. Насколько необходимы их объекты в селитебных и рекреационных зонах столицы, где люди живут и отдыхают?

Вопрос к Кенгашу хокимията Ташкента о процедуре утверждения решений хокима по выделению земельных участков.  Было утверждено рассматриваемое в этой статье решение хокима города? Про решение районного хокима даже сказать нечего.  Взял и решил. Точно, царь.

Вопрос к Генеральной прокуратуре страны: является ли железная дорога и ее депо стратегическими объектами?  Риторический вопрос. Конечно, да. Прочему суды, принимая решение в пользу застройщиков, ставят безопасность под угрозу? В порядке надзора эти решения может проверить и Конституционный суд. Редакция будет следить за развитием ситуации.

Наталия ШУЛЕПИНА,
для «NUZ.UZ | Новоcти Узбекистана»

Источник: https://nuz.uz/obschestvo/1172567-zastrojshhiki-pretenduyut-na-zemlyu-zheleznoj-dorogi-i-ee-depo-a-hokimy-idut-im-navstrechu.html